КАЙТ ОТЧЕТ. АЗЕРБАЙДЖАН 2019

________________________________

Привет всем братьям-кайтерам  !

Сегодня расскажу вам о замечательной двухнедельной октбрьской поездке на Каспийское море в Азербайджан. Поначалу, когда собирались туда ехать, было скептическое отношение к стране в плане ветра, спотов, погоды и достопримечательностей, но реальность превзошла наши ожидания.

Перелет белорусскими авиалинии был очень удобным и не дорогим (20 тыс. руб). Вечером в 19:30 самолет вылетает из Храброво, затем 3 часа стыковки в Минске и ранним утром прилет в Баку.

Сразу бросился в глаза богатый и футуристический вид здания аэропорта.
На стоянке нашли такси  до города Сумгаит за 25 азербайджанских мантов (курс маната 1AZM =37.5руб ).

Большинство туристов останавливается в самом Баку, но мы решили забронировать апартаменты в Сумгаите, т.к. он находится непосредственно на море с огромными пляжами, попадает под северный ветер  и равноудален от всех достопримечательностей если взять машину на прокат.

Хозяин нашей квартиры встретил нас рано утром. Апартаменты расположены в жилом комплексе "вип-класса" "Кристал" (по азербайджанским меркам), с охраняемым двором, подземной  парковкой, детской площадкой с  фонтанами, уличными спортивными тренажерами. Рядом есть фитнес-клуб с крытым бассейном. Прямо напротив дом - пляжный променад, до спота максимум 500 метров, поэтому можно было ходить кататься прямо в гидриках. Все это удовольствие обходилось 2200 руб. в сутки.

Город Сумгаит находится в 36 км от Баку. Это бывший  фабрично-заводской  город, раньше тут жили в основном рабочии. Сейчас много производств  сократили, появилась безработица, люди начали ездить в Баку в поисках работы,  и тогда  городские власти решили развивать город как туристический курорт. Построили прекрасный бульвар и набережные, разбили красивые зеленые парки, открыли много тематических ресторанов, спортивных комплексов  и площадок. Город достаточно большой, в нем есть несколько супермаркетов и колоритный фермерский рынок, великолепные дороги и приятные, отзывчатые люди (о них я расскажу отдельно ниже).

Городские ворота

Набережная г. Сумгаит

Питьевой фонтанчик

Вечером в воскресение в ресторан принято ходить всей семьей включая маленьких детей, которых развлекают аниматоры.

Хурма растет на каждом углу и стоит в районе 35 руб за кг

Именно в  Сумгаите в 80-е был известный кровавый межэтнический погром, который и по сей день является одной из причин раздора между Азербайджаном и Арменией.

На следующий день утром на шикарной двухэтажной электричке (65 руб) мы поехали на прогулку по столице и забрать арендованную машину.

Баку превзошел все ожидания: это современный, красивый город просто не описать. Смотрите на фото и все станет понятно. Нефть творит чудеса!

Аллея баобабов, привезенных с разных краев света

Колесо обозрения. Почти как в Сингапуре)

Музей ковров

Торговый центр со своей маленькой Венецией. Можно даже поплавать на гондоле.

Театр оперы и балета постройки начала 20 века

Счастливый бакинский кот)

Экспозиция кактусов

Бакинские пламенные башни символизируют горящие газовые факелы. Небоскребы обвешаны ЛСД-мониторами. Вечером включают подсветку, имитирующие языки пламени и флаг Азербайджана.

Лена дает интервью азербайджанскому телеканалу: делится впечатлениями о Баку и показывает, как летает кайт)))

Бульварная кафешка

Вход в старый город

Девичья башня - один из символов Баку. В советское время она стояла практически на линии пляжа и вода плескалась у ее подножия. История ее такова: дочь шаха, как водится, хотели выдать замуж за престарелого и малосимпатичного жениха. Оттягивая бракосочетание, невеста попросила своего отца выстроить до свадьбы высокую башню на берегу Каспийского моря. Ведь Баку был тогда низкоэтажным городом и убиться откуда-то с высоты было не так просто. Сообразительный шах, не спросив дочку, зачем ей понадобилась башня, взял на козырек и в рекордные сроки сдал объект. Когда строительство было закончено, принцесса тут же поднялась на башню и сиганула вниз. Традицию до сих пор продолжают местные суицидники (спрыгнуло уже что-то около 20 человек), испортив всем остальным удовольствие от посещения достопримечательности: так как власти города сначала установили на вершине башни стеклянный забор, а потом и вовсе закрыли туда вход.

Такси по городу дешевое - примерно 5-10 манат за поездку

Фуникулер

Парк шахидов (шахидами в Азербайджане называют всех воинов отдавшие свою жизнь за страну)

Место где случился "Черт побери" (фрагмент из фильма "Бриллиантовая рука").

Улочки старого города

Разговорчивый бакинский Барсик. Собак на улицах Баку очень мало, а вот коты - повсюду и выглядят упитанными и довольными жизнью.

Только с водопоем у котиков иногда бывают проблемы: дожди в Азербайджане бывают крайне редко, а из фонтана удается попить только макая туда лапку и облизывая. Временное решение проблемы - туристы)

Катапульта в старом городе

Вид на три башни из старого города

Старый город в Баку очень симпатичный, несмотря на компактность там можно провести весь день гуляя по музеям, антикварным магазинам и ресторанчикам.

Что очередное футуристическое строят. Похоже на ворота в море.

Вход в дом художника

Встреча двух коллег...

Это всего лишь вход в мужской хамам. Внутри гибрид музея с блошиным рынком. А вот вместе в баню сходить не получится - дальше по улице отдельный женский хамам.

Теперь  немного расскажу о любимой теме всех кайтеров (особенно вьетнамских) - о еде).
Азербайджан - это фруктовый  и овощной рай: хурма, фейхоа, гранаты, арбузы, десять видов винограда, каштаны, яблоки - все спелое, вкусное и ароматное. Бакинские помидоры по сравнению с нашими вообще небо и земля. Много разных местных сладостей: красивые, сладкие, но по вкусу проигрывают турецким.

Всякие соленья и компоты - на любой вкус. Самые лучшие - из  кизила и фейхоа.

Все супермаркеты современные, купить можно все. Фрукты и овощи в сетевых магазинах дешевые, на все остальное цены примерно как у нас.

Кофе в стране не популярен и стоит вдвое дороже, чем у нас, а чай есть на любой вкус, местный тоже неплох.

Ну и конечно ресторанные блюда -  шашлык, читхали, хренвзяли, люлюкали, умотъели, хаш и т.д. Все блюда в основном из баранины и готовятся на баранем жире, так что вкусно, но только для любителей ультражирной еды. Из рыбы: сазан, форель, стерлядь. В кафе средний ценник:  блюдо + пиво\вино -  8-20 манат. За городом рестораны построены по принципу отдельных закрытых беседок на компанию с телевизором, обогревателем и вай-фаем: закрывай двери и хоть на ушах там стой, гости друг другу не мешают.

Каталка

Погода в октябре примерно как калиниградское лето, все дни были солнечные,  воздух   +25, вода +18 . Днем ходили в футболках, а вечером нажно надевать ветровку, при этом в столице Баку немного теплей, чем в Сумгаите.
Ветер на Каспии дует интересно и прослеживается определенная закономерность:  2 дня задувает с севера, 2 дня - с юга и потом еще два дня пауза, которая легко заполняется поездками по стране.  Ветер дул от 7-10 м/с. При северном направлении мы катались в Сумгаите на городских пляжах и в окрестностях, а на южном - ездили на единственную в Азербайджане кайт-станцию. На море есть сезонные отливы. Весной и летом воды больше, а осенью море мелеет. Пляжи довольно комфортные для катания и состоят из темного песка  и мелких ракушек, но в воде иногда встречаются торчащие камни. На отмеченных ниже спотах камней нет, и все идеально.  Когда ветер дует на берег, то поднимается волна похожая на балтийскую, высотой 1-2 метра.

Трафик за последние 5 лет = 2 кайтера)

Это городской пляж (спот №2 ) Легкая волна, большой пляж, изредко попадаются камни в воде. Количество зрителей и желающих пообщаться на берегу просто зашкаливает. Для них кайтсерфинг в диковинку. Особенно мужиков интересовало, как это все работает в кайте, почему тянет, зачем накачивать и т.д. Все говорят по-русски и очень хорошо относятся к нашему брату.

Это спот №1  находится  напротив полимерного завода. На машине без проблем можно подъехать к воде. Кстати в окрестностях Сумгаита пока не штрафуют за езду по пляжу! На фото классный мужик: повез нас бесплатно 6 км от города, чтобы просто пообщаться с нами и посмотреть как мы катаемся на кайте.

Очень понравился спот в поселке Шурабад,  где находится кайт-школа - "Голубая планета" (https://www.kitesurfing.az/).  Очень цивильное место, школа расположена на длинной косе . На территории основное здание   с бассейном, лаунж-зоной, душевыми, накачкой, мойкой, сушкой, кафешкой  и т. д., рядом небольшой отель. Справа - море, слева - флет. Работает станция за деньги в летний сезон (май-сентябрь). В октябре официально она была закрыта, но гостеприимный сторож бесплатно пустил нас на территорию, напоил чаем и предложил воспользоваться душевыми. Владелец кайт-станции - австриец. Инструктора приезжают на сезон из Европы и Украины, обучающиеся - преимущественно европейцы и русские. Местных азербайджанских кайтеров, говорят, очень мало.

Как я уже писал выше, по Азербайджану удобнее всего перемещаться на прокатном автомобиле. Фирма проката называется - Karavan Rent A Car. Стоимость бюджетной KIA - 1500 рубле в сутки и залог 300 дол. На прокатных автомобилях официально можно ездить только по асфальтированным дорогам.

Машиной остались довольны. Дороги по все стране отличные с удобными развязками и, что удивительно,  не видели не одного ДТП и  не одного гонщика. Власть радикально за несколько лет смогла умерить пыл всех джигитов, поставив по всей стране современные радары чуть ли не на каждом углу, даже в далеких деревнях, и выдав всем водителям гос.номера с чипами (которые можно дистанционно считывать). Я это выяснил, когда гаишник подошел ко мне с планшетом и уже все обо мне знал: кто я, где был и что нарушил. Водители в целом вежливые и правильные, пешеходы всегда пропускают машины даже на пешеходном переходе. Порог превышения скорости в стране - 10 км\ч, далее серьезный штраф. Бензин 92 стоит примерно 35 рублей. за 1 литр. Заправок очень много, сервис - можно заправится не выходя из машины.

Раз есть машина в аренде, можно прокатиться  по достопримечательностям страны:

Грязевые вулканы.
Добраться можно проехав 30 км от Баку по скоростной трассе , потом лучше пересесть на джип 4х4 с местным водителем и по разбитой, крутой дороге доехать до уникального места - холодные грязевые вулканы. Булькающая лечебная грязь так и тянет побарахтаться в ней)). Летом народ так и делает, рядом есть небольшое озеро с относительно чистой водой, в котором можно потом помыться.

Заповедник Гобустан.
Археологический заповедник с красивым пейзажем из расколотых каменных глыб пещер и расщелин с огромным количеством петроглифов древних людей. В заповеднике есть небольшой, но интересный музей с кучей интерактивных экспонатов.

Это емкости пещерных людей для сбора дождевой воды. Камни здесь на основе известняка, мягкие и поэтому в них достаточно легко продолбить отверстие.

Музыкальный камень. Их ставили по краям поселения и использовали для проведения обрядов и праздников, а также чтобы предупреждать сородичей об опасности. Если постучать по такому камню, он издает громкий звук пустой железной бочки. Подобное мы уже встречали в Намибии. Секрет такого звучания - не в том, что камень полый: раньше эта местность была морским дном и внутри породы много ракушек, пустоты в которых и придают отдельным камням такое необычное звучание.

Глобус с местами на планете, где были найдены петроглифы

Горы
Местные жители посоветовали нам посетить известную горнолыжную базу  Шахдаг и ее окрестности, где есть красивые места для хайкинга. Сама горонлыжка построена по инициативе текущего президента Азербайджана. Расстояние от побережья - 150 км.  Дорога проходит через симпатичный город Губа, по живописной сельской местности,  далее поднимается в горы. В долине вдоль дороги попадается много кафешек, продвцов фруктов, меда, айрана, орехов и сладостей. Путь до подъемников занял примерно 2,5 часа. Снега, конечно, еще не было, но с базы открывается вид на четырехтысячник Шагдаг (в переводе "Шах-гора"), где снежная шапка держится кругый год.  База современная с новыми подъемниками, отелем, ресторанами, летом работает зип-лейн. Трасс пока мало, в основном синие и красные, но планы на развитие большие, удивило огромное количество снежных пушек. В сезон здесь вполне можно покататься. Раз подъемники еще не работают, решили устроить самостоятельный  трек  по горам. Какая ж там красота: крутые склоны, солнце, горный воздух, водопады, речки - словами и фотками тяжело передать!

Горный магазин

Храм огнепоклонников Атешгях и Горящая Гора
Древний зороастрийский храмовый комплекс Атешгях – самая настоящая азербайджанская экзотика. О нем знают практически во всем мире. Ехать туда от центра Баку - около 30 км. Вся территория храма и окрестностей  известна уникальным природным феноменом - выходами горящего природного газа (газ, вырываясь из земли наружу, соприкасается с кислородом и загорается). В современном виде храм построен в XVII-XVIII веках. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной.

Горящая Гора Янардаг

Старинный замок

Баку - музеи, выставки, яркие достопремечательности
Культурная программа в Баку расчитана на любой вкус. Выставки картин, музыкальных инструментов мира, кукол, национальной одежды,  автомобилей президентов и всякие невероятные современные инсталляции. Колесо обозрения. Так же  мы посетили интересные музей ковров, музей миниатюрных книг, музей искусства, театр. Чего стоит только один футуристический Центр Алиева спроектированный Захой Хадид. Внутри как будто находишься в космическом корабле.
В Баку даже есть памятник Никола Тесле, который в свое время торговал здесь нефтью. Сейчас ему в центре поставили памятник.

Центр Алиева

У этого здания нет вообще углов

инсталляция, даже в голову не приходит что это такое

Елка из красных велосипедов

Выставка президентских авто

Выставка всех архитектурных достопримечательностей Баку в миниатюре

Выставка музыкальных инструментов мира

Местные жители рассказывают, что в последнее время в Баку увеличился поток туристов. На первом месте - русские, также много белорусов, украинцев, турков и иранцев и индусов. Иранцы отрываются в столицы Азербайджана по полной: на родине у них сухой закон, ислам и все такое, а в Баку иранские девушки скидывают с себя хиджабы, надевают шортики и отправляются тусить по клубам и барам))

Нефть и газ на бакинском полуострове буквально брызжат из земли. Нефтяные вышки понатыканы на каждом углу, буквально в каждом дворе, а на побережье Каспия есть места, где нефть пузырями просачивается из шельфа и кругами расплывается по поверхности воды. Типичный пейзаж окрестностей Баку -  целые поля и заросли нефтевышек до самого горизонта.

Это нефть сочится со дна Каспия

Каждый уважающий себя азербайджанец имеет у себя во дворе маленькую нефтяную скважину))

Розовое озеро. Добыча промышленной соли.

Развитие энергетики не стоит на месте . Вовсю внедряют экологические источники энергии

Хотелось бы  немного написать  о людях  живущих в Азербайджане.  Я побывал во многих странах,  приходилось общаться с разными людьми, но столько хороших  и  гостиприимных, чутких  людей, на квадратный метр,  мне еще нигде не встречалось!

Например, в кафе к нам подсел местный, слегка поддатый мужик и на радостях, что встретился с русскими  стал по-доброму рассказывать всю свою биографию, и приглашать за свой столик. Мы вежливо отказались, ссылаясь на то что мы спешим и хотим побыстрей  поесть, этот немного цикличный разговор увидели официанты и  тут же прогнали его за свой столик. Все время пока мы ели, они охраняли мужика, стоя рядом у его столика, от очередных поползновений в нашу сторону. Уходя из кафе, мы онаружили, что нашими "охранниками" были не официанты, а обычные ребята с соседнего столика.

В другой раза мы случайно припарковались вблизи перекрестка по которому через 40 мин должен был проехать президент Алиев. Уйдя пешком в другую часть города и ни о чем не подозревая, мы не сразу заметили, что нам названивают из прокатной компании с просьбой срочно убрать машину, иначе местная ФСО эвакуирует ее на штраф-стоянку и еще в довесок выпишет штраф. Пришлось срочно брать такси и мчаться к нашему отелю, рядом с которым стоит машина. По дороге позвонили на рецепцию отеля и попросили сотрудника сходить на перекресток и объяснить ФСО-шникам, что мы сейчас приедем, вдруг они смогут подождать 15 минут. Честно говоря, не было ни малейшей надежды, что такая схема прокатит, в России бы наверное бульдозером скинули машину с обочины... В итоге мы приезжаем и видим, что улица полностью расчищена от машин, и только наша тачка стоит в окружении 3 гаишников и и ФСО-шников - все ждут нас вместе с парнем из отеля. Когда мы подошли, гаишники вежливо поздоровались за руку и  попросили отогнать машину метров на 20 в сторону,  где уже нашли для нас парковочное место.
- А штраф нам будет?
- Нет, вы же гости!

Таксисты, когда везли нас, постоянно угощали фруктами и домашними печеньками .

Местные детишки тоже очень вежливые , воспитанные и любознательные, стремятся подойти спросить про кайт, попытаться поболтать по-русски (русский язык молодое поколение уже плохо знает, английский тоже). Некоторые приезжали на великах на спот, чтобы угостить нас семечками. Необычно и приятно))

Один раз после каталки в мокрых гидриках с оборудованием вышли на трассу поймать попутку, машина остановилась с первого раза - просто местные жители, которые хотели подвести нас бесплатно и поболтать.

Обычные люди с улицы всегда готовы помочь в любой ситуации, рассказать, показать,  посоветовать, довести и подвезти до нужного места.

За все время путешествия мы  не встретили ни одного бомжа, ни одного валяющегося  на улице пьяного, или шумных обкуренных компаний, кричащих по ночам.

Как обычно  две недели  пролетело быстро  и не заметно. Накатались  на кайте и страну посмотрели. Все очень понравилось. Рекомендуем для посещения, если хочется совместить каталку с интересными поездками по стране, особенно если едешь с семьей.

Путешествуйте друзья , мы свободны и нам этого мира мало !