Кайт-отчет. Сенегал 2018



________________________________

Привет братьям кайтерам!!!

Сегодня я поведаю вам о интересном и увлекательном путешествии в Сенегал.
Направление путешествия было выбрано не случайно, однажды я обратил внимание, что на мировой карте ветров западная часть Африки (Западная Сахара, Мавритания, Сенегал) постоянно продувается стабильными ветрами. Анализ метеостанций, форумов, описание погоды локалами: все сходилось, что так оно так и есть, оставалось это проверить на практике, и мы рискнули.
Перелет туда-обратно (23 000 р) был португальскими авиалиниями (ТАР) из Берлина с 12-ти часовым (дневным) разрывом в Лиссабоне, и оттуда в Дакар. До Берлина из Калининграда добрались на трансфере - легковом авто (50 евро с человека). Дорога оказалась не напряженной, каждый перелет занимал 3.5 часа, кормили достойно, к доскам (2 твин-типа) никто не придирался. Лиссабон – приятный европейский город со старинными улочками, музеями, парками и набережной.


Чувака забыли в цементе...




Старинный паровой лифт (был)




Местные.

Интеграция стен, труб и меди.






Великий Васко да Гама




Предстоящий полет в черную норку 


Васко со своей командой...






Кафе в центре. Лиссабонские сардины, готовятся путем открывания консервов. Это были самые дорогие консервы в моей жизни (~1000 руб).

Особенность лиссабонского метро. Приходит по три вагона в начало перрона, те пассажиры, кто стоял в центре, пролетают.

Мы не пожалели, что сделали такой разрыв, и остались очень довольны столицей Португалии. Вечером вернулись на метро из центра в аэропорт и улетели в Дакар, и в 23:50 этого же дня мы были уже в Дакаре. 

Дакар

Столица, морской порт и крупнейший город Сенегала, расположенный на полуострове Зелёный мыс, на побережье Атлантического океана. Дакар – самый западный город Африки. Население Дакара составляет 1 миллион человек. Дакар основан в 1857 году как французский форт. Сенегал в основном мусульманская страна.  Валюта – западноафриканский франк, курс 650 xof = 1 евро


Прилетели в недавно построенный современный аэропорт. Виза для россиян на текущий момент бесплатно ставится в аэропорту, при этом информация в интернете по этому поводу разная и иногда даже противоречивая. В итоге на пограничном контроле на французском нам сообщают: «у вас нет виз», при этом очень сильно удивляются, что мы не понимаем по-французски, потом спрашивают: «может вы на арабском говорите», получают ответ, что только на английском. Местный пограничник начинает на ломаном английском, вещать, что без визы вас не пустят и что ему пофиг, что в интернете написано, типа он решает, кого тут пускать, а кого нет.  Десятиминутный спор разрулила табличка которая висит над головами пограничников, «VIZA FREE» - очевидно было, что эту бесплатную визу он раз в месяц кому-то дает, видимо просто хотелось поговорить на английском. «Ну, так дай нам визу», - сказали мы! И он дал. Поставил в паспорт огромный штамп и ручкой написали время действия визы, на месяц, так как не смог посчитать по датам прилета и отлета время фактического пребывания. Мне не повезло, у меня доблестный сотрудник эмиграционной службы Сенегала перепутал месяцы, это при выходе из эмиграционной зоны мне сообщил, опять на чистом французском, очередной местный чиновник. Я вернулся к первому, говорю, что даты не те, он спокойно берет ручку и тупо исправляет в паспорте даты... это Африка)
В этот раз из-за драконовских условий аренды мы решили не брать машину на прокат и пользоваться такси и всякими трансферами. Уже на выезде со стоянки аэропорта мы убедились, что это было правильное решение. И поняли, почему залог и цены за аренду даже крошечной малолитражки в Сенегале такие бешенные. Как только мы загрузились в такси и двинулись с места, нам в бок не снижая скорости врезается другое такси. Мы переглянулись в недоумении: ложно было предположить, что они случайно, может быть официальные таксисты так устраняют конкурентов? Собрались было выходить и искать другую машину, но таксисты за минуту что-то перетерли и мирно разъехались. Позже мы поняли, что большинство сенегальцев не пытаются специально самоубиться, а просто постоянно так водят авто. Дорожная обстановка в Сенегале – это отдельный рассказ.
Расстояние от аэропорта до Дакара - 50км, мы забронировали гостевой дом на побережье недалеко от аэропорта, в районе Йофф. Подъезжая к нашему району, попросили водителя позвонить в нашу виллу и договорится о встрече, дали ему телефон, адрес, карту и навигационные координаты из Букинга. Но это, опять-таки, Африка, и в географических картах никто ничего не понимает, они просто не изучают это в школе. Все места находятся только с помощью телефона и французским языком. У водителя сразу начался привычный форс-мажор: то сел телефон, то деньги закончились. Теперь я понимаю зачем после получении независимости Сенегал, позвал обратно депортированных французов, тяжело им без интеллекта)). Но зато они стали больше любить европейцев за их бабки, туризм, мозги и готовы по-доброму служить.
Итак, ночь, подъехали в район вилы, и начался квест, а как же ее найти, таксист, конечно, спрашивает нас, ведь мы же живем в Дакаре, а не он. Тыкаем пальцем в карту – здесь! Мдааа. И начинается езда по кругу, аренда местного Сусанина за 100руб., потом другого проводника, который что-то слышал об этой вилле, в результате смотрим на перекрестке под фонарём стоит европейка, говорю: «давай к ней»:
– Мадам, бонжур, а вы тут виллу с нарисованным на заборе крабом не видели?
– Так это ж моя вилла, она за углом, я тут стою и вас встречаю.
Ура, приехали.
Вообще мы воспринимаем такие ситуации как игру с детьми, все прикольно и безобидно, очень интересно наблюдать, как работает мозг у западноафриканских жителей, а ты тем самым познаешь африканский мир изнутри).
Вилла а ля краб, находится на второй линии (32$, двухместный номер в сутки), с полноценным европейским сервисом, душ, балкон, закрытый двор, аутентичная гостиная, кухня. Завтрак по желанию 250руб. Хозяйка – милая женщина, знает 4 языка. Рассказала, что 3 года назад с мужем и сыном переехали из Италии и занялись гостиничным сервисом, открыли на пляже серф-ресторан. Говорит в Сенегале очень нравится и не хочет назад. Правда муж почему то большую часть времени находится в Италии, видимо он так решил избавится от семьи.

Первые яркие впечатления мы получили утром пройдя 100м по песчаной улице в сторону океана. Вау! Огромный мощный океан с бирюзовыми волнами, в легкой дымке утреннего солнца с ровным ветром, дующим на берег. На огромном пляже происходило что-то невероятное: куча народа в черных гидриках (как удачно над африканцами пошутил Саша Калашников) массово занимаются спортом, бегают, играют в футбол, качаются, отжимаются, отрабатывают боксерские удары – такое впечатление что идет подготовка к Олимпиаде в Сенегале. Потом оказалось, что это происходит так каждый день и по всему побережью, это очень спортивная нация. Негде не видел такое изобилие любителей спорта на квадратный метр. Они действительно все стройные, фигуристые, накаченные, очень любят футбол и даже знают российских футболистов. По контрасту с бардаком на улицах, все население уделяет большое внимание личной гигиены, всегда носят чистую одежду, если это спортивная форма – то она будет белоснежной. Женщины часто ходят в ярких национальных нарядах из хлопка пропитанного воском. Важное мероприятие – тщательное мытье баранов в океане. Для этого несчастное животное затаскивается в прибой за ногу и тщательно омывается щеткой до белоснежного состояния. Даже Лена поучаствовала в этом прикольном мероприятии. Потом за ней бегали другие чуваки со своими баранами и просили, что бы она их тоже помыла или хотя бы подержала его на руках))). Мы тут же на пляже разложили кайт, подняли немного катнули ветра не хватало чтобы полноценно катать на больших волнах. Прикольно было когда ты едешь вдоль берега и как только поравнялся с территорией на которой стоить мечеть, ветер просто выключался. Все стало понятно когда вышли на берег перед мечетью, там стояла табличка: «Напротив мечети запрещены занятия спортом!», и, действительно, не было ни одного спортсмена на этом 300-метровом пляже. 




Наша вилла


 У барана сегодня баня




Чистый, помытый баран


Даже не спрашивайте меня что у него в зубах и зачем ему песок в руках... 



Панорама. Жилье обычного народа


 Набор веток выступающих в роли зубных щеток.



 Белые твари на пастбище

местные красотки)



 Вдоль обочины. Почти фронтовой вид

Уличная продажа кроватей

  Лавка для местных





А это  Дакар с другой стороны....







Ну-ну, а  палец то на курке...

Вход в резиденцию президента.

Вылупление Сенегала из яйца (видимо страусинового)

Детский садик



 Музей современного искусства 









Российское посольство 




     Тренажеры вдоль всего побережья)




В Дакаре мы были два дня до отъезда в Сен -Луи (основное место катания) и два дня перед вылетом обратно домой.
Город нам понравился, в первую очередь своими контрастами. Есть шикарные вилы, 5* отели по 80 000 рублей в сутки, всякие резиденции, парки, интересные музеи, монументы, а также обычные бедные районы со своим колоритом (они нам еще больше понравились), везде безопасно, не кто не пристает и назойливо не попрошайничает. Единственное, дети иногда подходят и просят купить им конфеты в магазине, правда если хоть одному купишь, через 5 мин их будет в 20 раз больше. Нам посоветовали в таком случае говорить одно слово – «демаль» («иди отсюда» на местном диалекте народности Волоф) и их как ветром сдувает. Как рассказали нам местные жители, что в Сенегале нет голодающих, и преступность в целом низкая.
Сенегал стремится интегрироваться с Европой и в частности с Францией. Французский язык у них государственный. Город строится семимильными шагами, возводятся огромные крытые футбольные и баскетбольные стадионы. В стране уже есть шикарные дорожные развязки и платные дороги (50 рублей на 10-20 км), дороги, в целом, намного лучше, чем у нас.

Очень много французов едут сюда отдыхать особенно на юг Сенегала в Район Ганны. Там больше люксовых отелей, чище и больше европейского сервиса, но меньше ветра, так как побережье от него закрывает Зеленый мыс. 

 Серф-станция



Посетили яркую достопримечательность Сенегала, розовое соленое озеро где вручную со дна озера лопатами достают соль для дальнейшего использования в химической промышлености. Плотность соли выше чем в Мертвом море. При желании в нем можно поплавать.







Питание.

В Дакаре много супермаркетов евро уровня Ашана, в которых можно купить абсолютно все. По городу много маленьких магазинов и фруктовых лавок. Много всяких закусочных и пиццерий.  Цены примерно, как у нас, на морепродукты и фрукты намного дешевле. Например, 12 больших устриц – 150 рублей. Большое блюдо на двоих с огромной рыбой 500-600 рублей с местным пивом. Везде есть кондитерские и пекарни с очень вкусной выпечкой и пирожными, хрустящие багеты продаются на каждом углу – чувствуется, что это бывшая французская колония. Сами сенегальцы в рестораны особо не ходят, питаются дома и в фаст-фудах либо едят еду, которую женщины готовят и продают прямо на улицах. В Сенегале выращивают орехи кешью (200-300 гр за 100 рублей) и арахис, которые можно купить вдоль дорог. Из местной экзотики есть сок и джем из «обезьяньего хлеба» (плодов баобаба), сам плод своеобразный, с кислинкой, вкусный.



После похода в Ашан


Авокадо, чистится в одно движение + сочное и вкусное.


Цивильное кафе с очень вкусными эклерами.

Устрицы


По поводу Интернета. Вайфай есть везде повсеместно: отели, кафе, и скорость отличная.

Насладившись Дакаром мы поехали в Сен-Луиc, место основной нашей каталки.



Сен-Луиc

Старый портовый городок с богатой колониальной историей, состоящий из материковой части, туристического острова с колониальными зданиями и косы с рыбацким поселением и пляжными отелями. Все острова соединены между собой мостами.
Что бы ближе было добираться до спота мы поселились на южной части косы, в отеле «Пеликан», с видом на океан в 100 метрах от двери. В номере (1500 рублей \сутки) все цивильно: телевизор, горячая вода, вентилятор. На мансарде расположен бар, ресторан и зона отдыха с настольными играми и дартсом. Отел предлагал завтраки (французские: багет, масло, джемы плюс омлет по желанию) по 200 рублей, ужин (рис, морепродукты, салат, пиво) – 300-350 рублей на человека.








Продавец  магазина у нашего отеля. Позывной "студент" (мечтает стать студентом)


 Отельный ужин - 300р

Парковка. Отель Пеликан 

Вид из окна отеля


Теперь расскажу о споте для катания. Он был выбран практически вслепую. Никто не упоминал об этом месте в интернете. Спасибо великому сайту Гугл- планета. Изучая долго эту косу и фотки пляжных французов, я примерно вычислил оптимальное место для кайта, и когда мы пришли туда, то поняли, что не ошиблись. Это был самый лучший спот на моей памяти. Ветер дул все 11 дней нашего катания с северо-запада, стабильно катания -  8-10 м/с. Слева от косы – океан с волнами, а 200-300 метров вправо – огромные отмели с косами и зеркальным флетом. Глубина – примерно по пояс и выше. Катали каждый день до изнеможения, приползали в отель уже обессиленными, нельзя было пропускать такие шикарные ветровые условия, если хочешь как-то развиваться дальше во фристайле.




Радость безграничного простора ))










Обед кайтера

Весь колорит рыбацкой части косы можно оценить по фото: местные жители, козы, бараны, лошади, дети, лошади – все вперемешку. Они кишмя кишат, и все чем-то заняты. Морепродукты очень дешевые, например, креветки большие на рынке по 90 рублей, обычные очищенные – по 100 рублей. И это цены для туристов, для местных все еще дешевле. Когда приходят рыбацкие лодки, сразу набегают местные бабы с тазами, которые дежурят на берегу. Чтобы первыми купить улов.

Интересно знакомство произошло в кафе когда читая меню на французском (правда, к концу поездки мы его уже прекрасно понимали) и обсуждая, что есть что на русском, с соседнего столика услышали кривую русскую речь: «Ребята, я вам помогу понять это меню». Это был Омар, мавританец, который учился в СССР на инженера по портовым сооружениям. Рассказал нам много интересного о жизни сенегальцев и о строительстве нового порта в Сен-Луи. Пригласил нас в Мавританию, якобы там ветра еще больше и рыба еще дешевле и разнообразнее, так как это рыбацкая Мекка для всего африканского побережья.
Туристическая часть города аутентичная, прикольная и по своему красива, чем то напоминает одновременно Йемен и Гавану. На площади постоянно проводят концерты, выставки и ярмарки. На ярмарке прикупили местный косметический и съедобный хит – масло Ши (карите) по смешной цене (100 рублей). А так же мы застали джаз-концерт который организовывал владелец нашего отеля.  Просто посмотрите фотки.
На пирсе в туристической части города обнаружили старинный паровой кран!
На севере туристического острова есть шикарный вьетнамский ресторан, в ассортименте посещений побывали послы чуть ли не всех стран мира, включая нашего. Готовят вкусно и цены нормальные.




Магазин угля 















И вот так все бараны стоят у входа в дом привязанные

Суперсекретные спутниковые антенны))










Паровой кран. Работал на дровах












Коллаж из среднестатистического мусора на пляже


 Вид сверху на семью рыбаков. Видимо они весь день только стиркой и занимаются

Прибытие лодки с уловом

Закат на кладбище.

В отеле познакомились с французами (парень и девушка), которые два месяца назад приехали из Бразилии, и в Сенегале занимаются волонтерской деятельностью, ухаживают за младенцами в местном детском доме.  Мы доучили их управлению кайтом и поставили на доску.



  Поехал француз ))

Зеленое, это рыбацкая сеть, которая выступала в роли пуфика для передышки между сетами)





















 Зеркальный флет, сильно скользко )





Транспорт

Я б сказал это страна массового такси. Таксуют все и на всем. Кто на конных повозках, кто на убитых реношках, у которых иногда приходилось держать дверь рукой, что бы не отвалилась, и через днище видно дорогу, а кто – и на современных топовых тачках. Казалось бы довольно бедное население, а все массово ездят по городу на такси, и оно очень популярно. В силу этого на такси реально дешево и проще перемещаться по городу, чем на коммунистических автобусах, и поймать такси можно за 5 секунд просто подняв руку – сразу подъезжает три тачки. (Правда договориться с таксистом уже сложнее (помним про неумение понимать карты): сначала надо определиться с местом, где мы с таксистом сейчас находимся, а потом с точкой, куда нам надо. Иногда таксист не говорит даже на французском, поэтом зовет любого местного, кто говорит, тот подбегает и начинает удивляться, что мы не говорим по-французски: «Как, совсем не говорите? И он тоже не говорит? Обалдеть!», дальше он зовет друзей, и всей толпой они пытаются понять адрес и карту)).  Если везут белых, то по дороге никого больше не подбирают, а вот местные делят такси на нескольких человек. Торговаться особо не приходилось. Хочется им конечно с туриста побольше снять, но говоришь: «Я хочу ехать за столько-то, и, как правило, водители всегда соглашаются». Цена за примерно 5км – 100-200 рублей. Бензин на шелловских заправках – 50-60 рублей за литр.
Интересно как сенегальцы подзывают такси (а также баранов, кошек, детей и белых туристов, которым хотят что-нибудь продать): «Пссс!» Сначала, когда к тебе из-за угла в отеле подкрадывается месная девушка и говорит «Пссс!», это навивает на разные интересные мысли, но оказывается, что она хочет всего лишь продать тебе свежую рыбу)). Теперь от этого «Пссс» не можем отделаться вторую неделю, всех так и зовем.
Уникальный местный транспорт называется «буш-такси», которое используется во всей Западной Африке. Народ приспособился вскладчину путешествовать между населенными пунктами на старых универсалах, куда загружаются 7 человек как шпроты и с багажником на крыше. Такой автохлам со скоростью минимум 110 км\ч курсирует между городами. Из Дакара в Сен-Луи (650 км) проезд нам обошелся в 500 рублей на нос. У местных также считается нормой ехать на крыше бусика или висеть на подножке (потому что если ехать сзади на подножке – это бесплатно), поэтому все автобусы сзади увешаны сенегальцами (так, конечно, ездят только молодые мужчины).
Манера вождения машин по Дакару – просто адовая. Машин много, дорожные правила соблюдают условно, при любом маневре сигналят. Много пробок. Наблюдал ситуацию, когда на кольце куда сходятся 8 дорог, мотоциклист решил проскочить между двумя грузовиками, но не смог – хрустел и орал он зачетно, а водители грузовиков слегка притормозили, дали ему выбраться и поехали дальше (выживаемость у местных ребят тоже высокая – поэтому нкто кроме мотоцикла не пострадал). Или у джипа фурой оторвало зеркало и смяло весь бок – как ни в чем не бывало поехали в разные стороны. Но, при этом, у всех водителей хорошая реакция, и они в большинстве случаев успевают в последний момент увернуться.
Люди в целом вежливые, добрые и всегда готовы помочь, язык – главная проблема, но договориться всегда можно, в отелях и ресторанах обычно находят и приводят кого-нибудь, кто хотя бы минимально знает английский.


Трасса - 100 км\ч

По поводу малярии, как нам сказали локалы и знакомые французы, в этих районах ее не бывает, да и при температуре ниже 25 градусов москитов вообще нет. Змей и песчаных блох тоже не было.

Накатавшись на кайте мы вернулись в Дакар на виллу La Dakaroise  Villa – закрытая территория, все заточено под европейского туриста, есть отличная кухня. Цена ночи – 1200 рублей. 

Неподалеку от Дакара находится интересный небольшой национальный парк с животными – Бандия.  Вход – около 1000 рублей. На сафари-джипе с англоговорящим гидом возят по парку, где на небольшой территории есть алея баобабов, жирафы, носороги, страусы, обезьяны, антилопы, зебры, хищников нет. Всех хищников во времена гражданских войн за независимость истребили и съели(


























В парке был бесплатный тест ликеров - фантастические вкусы



Проводили закат в самой,самой западной точке Африки и самой,самой западной точки Дакара, съев на последок сенегальских устриц, мы улетели обратно в Лиссабон и оттуда в Берлин.























Резюме: Страна интересная, цены доступные, добираться удобно, кайтсерфинг шикарный.  Так что рекомендую всем посетить Сенегал.